Приватизация квартиры

Приватизация квартиры

Приватизация квартиры – это возможность перевести ее из государственной или муниципальной собственности в частную. Сейчас право стать собственником квартиры действует бессрочно, его можно оформить в любой удобный момент. Нужно ли приватизировать квартиру – вопрос индивидуальный для каждой семьи. Но для тех, кто ответил на него положительно, будет полезно узнать, что нужно сделать и куда обратиться.

Что такое приватизация и кто имеет на нее право

Приватизация жилого помещения предполагает смену формы собственности на него. Этот процесс стал законным в 1991году, и планировался для того, чтобы граждане чувствовали себя более уверенно в собственном жилье, а также самостоятельно несли ответственность за его состояние. Сроки, до которых возможна приватизация квартиры, неоднократно продлялись, в 2018 году было принято решение сделать процесс бессрочным.

Приватизация жилья возможна, если помещение принадлежит государству, городской администрации или предприятию. Участвовать в ней могут люди, живущие по договору социального найма. В самом договоре обязательно указывается количество жильцов и данные ответственного квартиросъемщика – все они имеют право участвовать в процессе приватизации квартиры.

Люди, у которых есть право на приватизацию жилого помещения:

  • Ответственный квартиросъемщик (тот, за кем числится жилье);
  • Все, кто прописан в квартире;
  • Дети ответственного квартиросъемщика, если им нет 18;
  • Пенсионеры и инвалиды.

Все прописанные люди имеют право участвовать или отказаться от оформления приватизации. Дети до 18 лет участвуют в ней обязательно, получают доли в собственности наравне со взрослыми.

Чтобы участвовать в программе, нужно разобраться, что дает приватизация квартиры, и не будет ли выгоднее оставить ее в государственной собственности. Большинство людей предпочитает проводить процедуру, тем более что она бесплатна, но некоторые, взвесив плюсы и минусы приватизации квартиры, решают не становиться собственниками.

Права, которые получает собственник:

  • Возможность прописывать в квартире других жильцов;
  • Проводить перепланировку;
  • Сдавать жилье в аренду;
  • Продавать и обменивать квартиру;
  • Дарить и завещать свою долю.

Если собственников несколько, то на все эти действия надо получить согласие каждого из них. Это может быть сложно, но если приватизацию квартиры не проводить, то эти манипуляции в принципе невозможны.  Кроме того, собственника жилья нельзя из него выселить за коммунальные долги или причинение неудобства соседям (если речь не идет об опасности для жизни).

Перед тем, как приватизировать квартиру, нужно учесть возможные минусы:

  • Дополнительные расходы – собственник жилья платит за капремонт, но не платит за найм, это может повысить расходы на коммуналку. Второй момент – налог на имущество, который должен платить собственник;
  • Долгий сбор документов для приватизации квартиры – это полностью ложится на будущего собственника;
  • Если есть долги по кредитам, то квартира может попасть в список арестованного имущества;
  • Не предусмотрена компенсация при несчастных случаях – если жилье пострадало, владелец восстанавливает его на свои деньги. Решить проблему поможет страховка.

Если у человека нет близких родственников, которым он мог бы завещать собственность, то вопрос, стоит ли приватизировать квартиру, становится не таким однозначным.

Важный вопрос – приватизация и долги. Долги за коммунальные услуги в муниципальной квартире грозят выселением, жильцу предоставляется другая квартира, но меньшего размера. Из приватизированной квартиры выселить нельзя, но за долги (коммунальные или банковские) на нее может быть наложен арест, или кредитор может потребовать принудительной продажи на торгах.

Закон о приватизации жильяЗакон о приватизации жилья

Как приватизировать жилье, подробно описано в законе №178-ФЗ от 21.21.2001 и его редакции 2017 года. Закон позволяет приватизировать жилье, определяет порядок действий, необходимые условия и документы. Закон накладывает определенный перечень ограничений на приватизацию:

  • Взрослый человек может участвовать в программе только один раз;
  • Ребенок может участвовать в процедуре приватизации дважды – до совершеннолетия и один раз после него;
  • Ребенок не может отказаться от права приватизации – это защищает его интересы от манипуляций взрослых;
  • За недееспособных жильцов весь пакет документов оформляют опекуны;
  • Существует список объектов, которые нельзя приватизировать ни при каких обстоятельствах.

Закон устанавливает добровольный характер процедуры – каждый, кто имеет право участвовать в ней, сам решает, приватизировать квартиру или нет. Для оформления отказа от приватизации нужно высказать его в письменной форме и нотариально заверить. Отказ не отменяет возможности прописки и пожизненного проживания в приватизированной квартире с согласия собственников.

Сроки приватизации квартиры

В феврале 2018г приватизация объявлена бессрочной, т.е. начинать этот процесс можно в любое время, когда возникнет потребность. Это сделано, чтобы снизить активность мошенников, предлагающих помощь в приватизации квартиры под конец срока – теперь их схемы потеряли смысл. Также закон защищает интересы тех, для кого преимущества приватизации в данный момент равны нулю:

  • Сирот, ежегодно получающих квартиры от государства;
  • Стоящих в очереди на социальное жилье вне зависимости от того, как быстро продвигается очередь;
  • Жителей аварийных домов, которые нельзя приватизировать, ждущие переселения в новые квартиры;
  • Жителей Крыма, не успевших поучаствовать в приватизации.

Самый долгий этап процедуры – сбор документов по списку, этот процесс полностью лежит на будущих собственниках жилья. Чем больше людей задействовано в процессе, тем длиннее перечень документов для приватизации квартиры. Работа чиновников, занимающихся приватизацией, по закону должна занимать не более 2 месяцев.

Требуемые документы для приватизация квартиры

Первое, что нужно выяснить – какие документы нужны для приватизации квартиры. Этот список включает в себя множество позиций:

  • Правоустанавливающий документ – договор социально найма или ордер;
  • Справка из Росрееста, подтверждающая, что квартира до сих пор находится в собственности государства (муниципалитета);
  • Техническая документация (полный список для конкретной квартиры, и зачем она нужна, можно узнать в БТИ);
  • Выписка из домовой книги, справка о составе семьи;
  • Копии паспортов (свидетельств о рождении) и заявления о желании приватизировать жилье (лучше в нескольких экземплярах);
  • Справки о наличии имущества у каждого претендента, справка об участии или неучастии в программе приватизации;
  • Свидетельства о браке или расторжении брака необходимы всегда, чтобы заранее предотвратить имущественные споры.

Могут потребоваться и другие документы – это зависит от особенностей каждого случая. Некоторые документы, например, справка об отсутствии долгов за коммунальные услуги, нужны, но не могут повлиять на результат. В этом случае долги взыскиваются через суд.

Как приватизировать квартиру через МФЦКак приватизировать квартиру через МФЦ

Из всех вариантов, куда обращаться за оформлением услуги, МФЦ – это самый простой и быстрый способ. Часть документов можно запросить и подать в электронном виде, сэкономить время на походах по инстанциям. Важно помнить: в МФЦ работают посредники, их функция – объяснить, что делать, и какие документы нужны. Также в функции сотрудников МФЦ входит общение с различными инстанциями.

Прежде чем выбрать такой способ, стоит оценить преимущества и недостатки приватизации через МФЦ. Основное преимущество – всю бюрократическую работу берут на себя сотрудники МФЦ, владелец экономит время. Но есть существенный недостаток – нужно составлять доверенность, это дает возможность для недобросовестных действий сотрудников. Есть и хорошая новость – если работник МФЦ оказался мошенником, его легко вычислить.

Пошаговая инструкция приватизации квартиры

Чтобы разобраться в тонкостях приватизации квартиры: пошаговая инструкция для ответственного квартиросъемщика:

  1. Собрать документы на приватизируемое жилье и его жильцов.
  2. Записаться на прием в ближайший МФЦ по телефону, на сайте или лично.
  3. Прийти к назначенному времени с пакетом документов, обязательно лично. Консультации по телефону не принимаются.
  4. Сверить список документов – для каждого конкретного случая могут потребоваться дополнительные бумаги.
  5. Составить заявление с подписями всех членов семьи, участвующих в программе.
  6. Составить доверенность на того сотрудника, кто занимается приватизацией.
  7. Оплатить госпошлину.
  8. Быть готовым, что возникнут еще уточнения.
  9. Дождаться повторного приглашения за готовыми документами.

Следовать этой инструкции легко. Важно внимательно слушать, что говорит сотрудник центра. Данные о приватизированной квартире заносятся в Росреестр, владелец получает справку – выписку из ЕГРН. Копии всех документов передаются собственнику и являются правоустанавливающими документами. С момента выдачи все претенденты на приватизацию становятся хозяевами жилья.

Сроки приватизации жилья через МФЦ

Законом установлено, что вся процедура приватизации должна происходить в течение 2 месяцев с момента подачи документов. В этот срок не входят выходные, поэтому реальный срок обработки документов может оказаться больше на 1-2 недели. Если документы для приватизации жилья владелец подал перед длинными праздниками, то срок затянется еще больше. Лучше всего подавать документы во второй половине января-феврале или в мае-сентябре, тогда на время оформления точно не придутся ни новогодние, ни майские праздники.

Стоимость процедуры

Преимущество работы  МФЦ – обо всех ценах можно узнать сразу и в одном месте. Это помогает заранее приготовить нужную сумму и дополнительно сэкономить время. Госпошлина за приватизацию жилых домов в 2019 году составляет 2000руб. Она устанавливается на федеральном уровне и одинакова для всех регионов. Другие платные услуги при смене статуса жилья:

  • Заверение доверенности и нотариуса;
  • Получение выписки из Росреестра;
  • Если нужен новый техпаспорт – составление.

Цены на эти услуги устанавливаются в каждом регионе отдельно.

Основания для отказа

Оснований для отказа в приватизации не так много. Это могут быть либо ошибки в документах, либо их подделка. Для исключения этого факта сотрудники МФЦ обязаны проверить документы, которые им предоставляют. Об отказе обязательно сообщают претендентам.

Если в документах выявлена ошибка, то претенденты должны их переделать самостоятельно. Некоторые справки имеют срок действия, и если он закончился, нужно получать новые документы. Другие – например, ордер, кадастровый паспорт – действуют бессрочно. Если кто-либо из прописанных в квартире не сменил паспорт вовремя, или для ребенка старше 14 лет предоставляется свидетельство о рождении, это тоже повод для отказа в приватизации.

Более серьезная причина, по которой договор на приватизацию не будет подписан – недостоверная информация. Самый частый случай – один из жильцов уже участвовал в программе приватизации. В таком случае ему нужно написать письменный отказ, а между другими владельцами произойдет перераспределение долей. Случаи подделки и фальсификации документов – повод для заявления в суд.

Можно ли приватизировать служебную квартиру?

Служебное жилье не относится ни к государственной, ни к муниципальной собственности, оно принадлежит предприятию. Его получение – это достоинство работы на крупных предприятиях со стабильной прибылью. В нем, как и в государственном жилье, можно прописать членов своей семьи. Но работник вместе с другими зарегистрированными лицами живет в служебной квартире, пока работает на своем предприятии.

На законодательном уровне приватизация служебного жилья запрещена. При этом есть судебная практика, в которой жилье переводилось из  разряда служебного в частную собственность. Неудивительно, что такое положение дел – это большой риск для работников и работодателей.

На некоторых предприятиях есть система поощрения сотрудников, позволяющая получить в собственность жилье. Чтобы узнать, действует ли она на конкретном предприятии, нужно обратиться в профсоюз или в отдел, который занимается служебным жильем. Эта процедура будет не приватизацией, а выкупом жилья по льготной цене. Чаще всего работники проживают в служебном жилье, не приватизируя его.

Жилье может потерять статус служебного, если предприятие вовремя не зарегистрировало его в Росреестре или добровольно перевело в статус муниципального. С чего начать в такой ситуации – с выяснения статуса жилья. Если оно муниципальное, то приватизируется на общих основаниях. Если возникли организационные проблемы на предприятии, и жилье не принадлежит ни ведомству, ни муниципалитету, имеет смысл выяснить, какие нужны документы для подачи иска в суд. Только суд может признать за жильцами право на приватизацию.

Этапы приватизации служебного жилья по согласию с работодателем:

  • Заявление на имя работодателя и его разрешение;
  • Сбор документов (комплект отличается от стандартного, нужно уточнить в организации);
  • Заявление в Департамент, занимающийся жилым фондом, с приложением копий паспортов всех прописанных в квартире;
  • Получение разрешения.

Главное, что нужно помнить при приватизации служебного жилья – что такое понятие отсутствует в законодательстве. Предприятие может передать служебное жилье работнику в качестве поощрения, но не обязано это делать. Если документы составлены правильно, то суд встанет на сторону владельца, а не жильца.

Отдельным пунктом стоит жилье военных и их родственников. Служебные квартиры, полученные от Министерства обороны, можно приватизировать, если военный уволен в запас по выслуге лет, по состоянию здоровья или из-за организационных мероприятий. Вдовы и дети погибших военных также могут приватизировать их дома.

Разбираясь, как приватизировать дом или квартиру, нужно учесть ряд важных деталей. Нужно точно знать правовой статус жилья, спросить мнения других жильцов и взвесить все за и против. Есть жилье, которое невозможно приватизировать, и с этим приходится смириться. В большинстве случаев приватизация жилья выгодна, но бывают исключения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
UpravDomik.ru
Adblock
detector